gr_s (gr_s) wrote,
gr_s
gr_s

Метро "Чистые пруды" и вопросы культуры

Под катом - некоторые мысли в связи с инцидентом с колоннами павильона станции метро "Чистые пруды".



В данном вопросе я не на стороне общественности. Если быть последовательным в отстаивании главенства принципа права собственности, придется признать и право собственника на идиотские поступки с принадлежащей ему собственностью. Он может одуматься (что, по-видимому, и произошло в случае с колоннами), может упереться в своем желании быть идиотом и чтобы это видело как можно большее число людей (как это произошло с руководством Газпрома, упершимся в своем желании возвести огроменный газоскреб в Петербурге, или с Лужковым и церетелевским памятником Петру Первому, который [памятник] изуродовал стрелку острова между Канавой и М_рекой), но в любом случае, ежели исчезнет право собственника определять внешний вид объекта, мы быстро окажемся в том же сером единообразном убожестве городской среды, в котором пребывали все годы т.н. советской власти с ее принципом безликого руководства анонимных экспертократов от имени масс и во имя добра. Нечто яркое будет существовать в виде исключения и практически всегда будет итогом индивидуальной победы над принципом коллективного принятия решения коллективом профессионалов, которые коллективно заботятся об архитектурных и ландшафтных материях, ласково, но твердо забирая краски и гипс из рук неразумных собственников.

Между тем, у того же павильона есть другой дефект, который не вызывает никакого внимания общественности. Лет тому уже десять назад, после ремонта, какая-то простая душа решила сэкономить - и уменьшила количество ступенек на выходе из станции в город, аккурат к этим самым колоннам. Что задумано - то сделано (очень жаль, что трудная задача точного воплощения задуманного, которая обычно у нас мало кому по зубам и мало у кого получается, в данном случае была решена). В результате появилась пыточная лестница - особенно для пожилых, пассажиров с детьми, тяжелыми вещами и т.п. Высота каждой ступеньки вот уже почти десять лет заставляет кряхтеть всех этих и многих других пассажиров, которые, "покидая свет двоякий", как сказал поэт, выходят из метро.

В поразительном равнодушии к этому конструктивному изменению, каковое равнодушие резко контрастирует с острой и мгновенной реакцией на покраску колонн, мне видится более общее свойство нашей культуры (последняя понимается в папернианском смысле), а именно, преувеличенное внимание к тому, как выглядит объект при почти полном равнодушия к тому, как он работает по своему прямому назначению. Эта особенность характерна буквально для всего что нас окружает, от кафе и ресторанов до судов и парламента, от сколковских предпринимателей до силовиковских министров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments