gr_s (gr_s) wrote,
gr_s
gr_s

Алексей Герман

Умер Герман. Тут у меня периодически были самодельные записи с фрагментами из документального фильма, который периодически же показывали по "Культуре". Там есть важные вещи - и вообще, и в свете злобы дня, когда такие статьи Арендт, как "Личное достоинство в эпоху диктатуры", могут иметь практически-инструментальное значение, вроде инструкций или рецептов. Поэтому на всякий случай я те записи о Германе перенесу сюда, оставив их однако же и там, где они сейчас. Кроме того, должен сказать, что недавно, в 2011 г., в издательстве НЛО, в серии "Кинотексты", вышла книга Антона Долина, в которой автор собрал под одной обложкой все имеющиеся интеврью Германа, его эссе и сценарий (последний, на мой взгляд, несколько выпадает, но это неважно - книжка все равно прекрасная и полезная). Книга эта у меня есть физически (подарок юзера-френда avigdor), я ее читал, подчеркивая по привычке всякие привлекшие внимание места, так что я эти места наберу да и выложу, только чуть позже.

Пока что - вот, то что уже есть тут


2003. http://gr-s.livejournal.com/117863.html
Декорации
Герман по "Культуре". Вне связи с вопросом невидимого собеседника:
- А вот был еще такой рассказ. Почти забытого хорошего ленинградского писателя Зонина. Он в начале войны был в Таллине. Наши там бросили множество кораблей, когда отступали. И на одном из кораблей была гастролировавшая в Таллине труппа театра Балтфлота. А надо сказать, что перед войной была театральная мода такая, Кальдерон, Шекспир там. Фактурные постановки, очень костюмные, с множеством декораций. И когда корабль с труппой стал тонуть, все это оказалось в море. Все эти гигансткие колонны, увитые цветами, все эти арки с ананасами, все-все. И люди за это цеплялись, довольно большими группами, т.к. декорации были тоже большими, массивными. Но они были из папье-маше. И намокали, даже размокали в морской воде. И тонули. И люди отцеплялись от одних декораций, и цеплялись за другие, которые еще не успели размокнуть. И все это тонуло, тонуло. И утонуло. Все эти цветы с гиганскими фруктами, люди, все-все...

2005. http://gr-s.livejournal.com/217772.html
"Герман про Германа". Док. фильм

Мы со Светкой жутко ссоримся. Она такая... Я даже не знаю, что будет дальше. Ну, мы 36 лет вместе...
* * *
Заманский был танкист. И он горел в последнем танке. И все наши смотрели, как он горел, потому что если бы он сгорел, всех бы отвели назад.
* * *
Меня в перестройку Яковлев Александр Николаевич, спрашивал. "А почему так долго держали на полке "Проверку на дорогах"? И я ему сказал - это я вас, члена политбюро и секретаря ЦК, должен спрашивать - а что так долго держали "Проверку на дорогах".
* * *
После "Проверки" выгнали директора студии, мне все закрыли. И начали писать письма в ЦК в мою защиту - Товстоногов, Хейфиц, Козинцев, Симонов... И мне дали сценарий про Испанскую войну. И я стал копать. Никто же ничего не знал. Как мы вывезли золотой запас Испании и присвоили. И я нашел материал, стал делать сценарий. Вызывает меня Симонов. Говорит - ты как думаешь, я знал, что мы украли золотой запас Испании? Я говорю, конечно нет. Он говорит, - конечно да! Моя работа - чтобы тебе простили "Проверку на дорогах" и разрешили снять хоть что-то. А заявка была - совместный советско-югославский фильм, да еще и с участием Испании. Т.е. большевики, когда хотели купить кого-то, они покупали щедро. Симонов мне это все говорил после того, как я ему, в некотором восторге, объяснял, какую я потрясающую историю про испанское золото нашел.

Он мне дал листок, там было 10 заявок на сценариев по его текстам. Сказал - либо один из них, либо ничего.

Так я выбрал "20 дней без войны".

[вчера, в предыдущей серии, он же о своем отце: у отца было некоторое помрачение ума на фоне 56-го года, XX съезда и т.п. Он как бы сделал такое легкое насилие над собой - он им поверил. И я думаю, я уверен, что он погиб именно тогда - не при Сталине, а при Хрущове, когда он всю эту белиберду гэбэшников и вообще их версию - принял за чистую монету. Вот в этот момент он и погиб - как художник, как человек и т.п. Я, его сын, видел, как он пытался от этого своего поступка отрешиться, но он не успел - совесть заела, умер рано, и всё.]

2006. http://gr-s.livejournal.com/338428.html
Герман
Показали по Культуре док. фильм про Германа. По-моему, его раньше показывали, но то ли раньше не все видел, то ли первый раз дали полную версию.

* * *
Пошел на imbd, посмотрел что пишут про Лапшина. Это Атлантида. Атлантида.
You even couldn't imagine. Couldn't imagine.

* * *
Там был замечательный момент, когда Герман рассказывал про "Проверку на дорогах". То есть, там было множество моментов

(кстати, если тут есть завсегдатаи Горбушки - продают ли там док. фильмы? Т.е. реально ли купить/заказать такой вот док. сериал? Или, может, при Культуре есть какой-нибудь коммерческий ларек? Спасибо).

Момент такой - Герман говорит, что если бы отец знал, что директора Ленфильма, который при Йоське отсидел 10 лет, попрут в 1968 г. с работы за то, что такой фильм появился (не вышел на экран, а был снят, появился физически), он бы в жизни не согласился помогать со сценарием и вообще участвовать. И Герман говорит про отца: "Он был очень... такой человек. Добрый. Очень советский человек".

* * *
"За что они так ненавидели Никулина? Но за что-то ненавидели. Не давали снимать. Его участие в фильме ("20 дней без войны") пробивал Симонов. Позвонил мне и сказал:
- Если бы ты знал, с каким говном я должен был вчера обедать, чтобы утвердили Никулина".

* * *
После показа фильма "Мой друг Иван Лапшин" (1982) на Ленфильме, зал встал и аплодировал стоя. Это был закрытый просмотр, на студии. На следующий день меня вызвал глав. ред. студии, запер дверь на ключ и сказал:
- Мы тебя уничтожим. Ты отнял у нас все. До сих пор мы говорили "37-й", "37-й". Но это значит, что в 36-м все было нормально, и в 38-м. Мы сделали миф, а ты на него полез. Я считаю тебя одним из лучших режиссеров, ты очень талантлив. Я сделаю все, чтобы тебя не было".

* * *
В начале перестройки меня вызвал Яковлев. Спрашивает:
- Алексей Юрьевич, а как вы думаете - почему запретили "Проверку на дорогах"?
На что я ему ответил:
- Вы знаете, у меня из четырех фильмов три были запрещены. Фактически, вы мне сломали жизнь. Это я вас должен спрашивать, а почему?

* * *
В 1945 вернулись из Полярного в Лениград, мама шла со мной - встретила довоенную знакомую. Выяснилось, что та никуда не уезжала, провела в городе всю блокаду. Мама над ней запричитала, да как же, да что же, на что та сказала:
- Ты знаешь, я себя обеспечила на всю жизнь.
Потом я узнал, кем она работала. Она была маникюршей у жен партийных бонз.

UPDATE. На сайте НЛО, там где книга Долина, есть опция "Отрывок" или как-то так. Раз он там есть, то пусть и тут будет (отрывок не рэндомный, а постоянно один и тот же, я проверил).

================== Отрывок из книги "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий" =====================

В «Хрусталеве» есть две девочки, Белла и Лена Дрейден, которые живут в нашей квартире: так вот, это дочери моего дядьки. Муж сестры моей мамы был главным инженером завода «Севкабель». Тяжелый, неумный человек, технарь, он не признался ни в чем. И выжил. А в одной камере с ним сидели те, кто работал в реальной бригаде Лапшина: посадили каждого — были они василеостровские немцы. Того, кого играет Миронов, звали Стенич: он ползал по камере с перебитыми ногами. Это он научил всех говорить о себе любые глупости: «Я продал японцам тормоз Матросова». Будет суд, все засмеются, и всех выпустят. Но суда не было. Их всех расстреляли. Кроме моего дядьки.
Беллу и Лену я не с большой любовью изобразил. Они думали, что их удерживают в нашем доме насильно. А их папа и мама жили на Печоре и по утрам собирали куропаток вдоль железной дороги. Они были зэки — полурасконвоированные, потому что дядька был крупный специалист. Тогда, после войны, концлагеря перешли на хозрасчет, инженеров стали подкармливать и выделять. Белла и Лена у нас жили и ненавидели маму, которая не отпускает их к родителям. А ведь они бы там умерли, на
зоне.

Когда я через много лет приехал в Америку, мне сказали, что меня дожидаются Дрейдены — после просмотра «Хрусталева» на кинофестивале в Сан-Франциско. Оказалось, что это дети Беллы и Лены! Богатые, у них свои дома, нас обожают; один — профессиональный боксер, другой — деловой человек. Я боялся, что они будут плохо говорить о маме, как когда-то девочки: «Мы вас ненавидим, тьфу на вас!» Нет, они нас благодарили, везде возили, были очень милы. Приятно иметь в Америке родственника-боксера.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment