gr_s (gr_s) wrote,
gr_s
gr_s

Ум и сила



Ум и сила подобны труду и капиталу в производственной функции Кобба-Дугласа. Если одного нету, т.е. если количество одного равно нулю, то и результат будет нулевой. Если одного становится больше, то второго может становиться меньше - результат не изменится. Говоря на сленге, имеет место эффект замещения, определены предельная норма замещения и его так называемая эластичность (коэффициент которой для этой функции всегда равен единице, как известно).

Но оставим бредоумствования мейнстримной экономической теории, перейдем на язык народной социологии. Кто главный? - вот ее главный вопрос. В одних обществах, начала Шахерезада свое повествование, верховенствует ум - он определяет общие условия примения силы, указывает, что ей делать, когда и сколько. Сила называет ум на "вы". Ум - в силу присущего ему ума - не только тоже назыавает силу на "вы" (под влиянием воспитания, да и потому что симметрия в отношениях проще и удобнее асимметрии), но и строит с ней отношения на базе контракта. Ваша работа - стоять на страже и вступать в дело, при наступлении таких-то условий и при наличии приказа верховного ума. За это вы будете получать то-то и то-то плюс уважение всех остальных. Вы спросите, какого контракта? - он же главный. Отвечаю: там, в тех обществах, - ум главный в том отошении, что именно ум организует там жизнь, а коли она, жизнь, уже организована по уму, т.е. в ходе рутинного, обычного, регулярного и т.п. проживания, ум занимает скромное место - он становится стороной этого самого контракта, да и всех других своих взаимодействий (с силой, но не только, есть ведь еще и красота, и доброта, и природа, и разнообразные права, и собственность, и много-много чего еще, и каждая из этих и всех других разнокалиберных сущностей находится с каждой другой тоже в договорных отношениях, в чем, собственно, и проявляется главенство ума. И там все как-то так состыковывается и расстыковывается, образуя конфигурации, подчас совершенно блистательные, и каждая такая конфигурация имеет свой смысл и длится свой срок, и каждая ведома общим ходом жизни и отчасти ведет его, внося свой вклад в общий этот самый жизни ход.

А в других обществах, продолжала Шахерезада свой короткий, но бесконечный рассказ, верховенство принадлежит силе. Ум, а стало быть и все остальное, у нее в подчинении, он (как и все вообще) называет ее на "вы", а безумная и безмозглая сила называет его, разумеется, на "ты", как и всех остальных. Сила не знает понятия договора, она умеет только применять силу - но почему и зачем она это делает, сила не может сказать ни себе, ни людям. "Потому что я - сила!" - вот и весь ответ на вопрос "почему", а на вопрос "зачем", она обижается и говорит, "а ты кто такой, чтобы вопросы мне, силе, задавать". Говоря проще, сила может делать только то, что может - бить-мучить, пытать-убивать, ну и немного на другом уровне - пугать-угрожать. Еще сила гордится тем, что у нее имеется военная хитрость, т.е. то, что обычно называется способностью ко лжи и потребностью лгать. Ум есть и в таких обществах тоже, но там он служит силе - рассчитывает баллистику и логистику, придумывает, как половчее соврать. За это сила позволяет уму иметь свое место в жизни, так как совсем без ума она не может существовать, тут уместно опять вспомнить наших несчастных братьев, томящихся в темнице экономического мейнстрима, с их производственными функциями, как правило характеризующиеся гомотетией, но бывает, что и нет, что, впрочем, не отменяет.

Жизнь в обществах, основанных на силе, продолжила Шахерезада, тоже идет своим чередом - сила торжествует и правит, умываясь кровью жертв, упиваясь их страхом, гордясь своим ловким враньем, а ум, красота, природа и все остальные сущности, сидят по камерам и не пикнут, пока сила не вызовет их к себе и не даст им приказ, и не отправит исполнять свои веления.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments